Результаты недавнего исследования, опубликованные в журнале Журнал экспериментальной детской психологии показали, что двуязычные дети лучше справляются с некоторыми умственными задачами, чем те, кто говорит только на одном языке. Исследования также подтвердили, что чем больше дети «прыгают» между языками, тем больше развиваются их когнитивные способности.
Исследование Кристины Кривелло и ПуленДюбуа из Центра развития человека Конкордии (CEHD) сравнил способности двуязычных малышей с одноязычными сверстниками. В ходе исследования ученые изучили способности 39 двуязычных и 43 одноязычных людейлингвистические малыши в возрасте 24 месяцев.
Затем они обследовали тех же детей через пять месяцев, чтобы выяснить, насколько увеличился их словарный запас, а также сравнить их способность выполнять когнитивные задания.
Вначале они не увидели заметных различий в показателях, но в ходе последующего тестирования произошло резкое расхождение.
В первом из них — обратной категоризации — участникам предлагалось положить набор маленьких блоков в маленькое ведро, а больших блоков — в большое ведро. Затем инструкции были изменены на противоположные большие блоки в маленькое ведро и маленькие блоки в большое ведро. Во втором тесте — конфликт форм — участникам показывали картинки с изображением фруктов разного размера и просили назвать их. В следующей серии картинок маленькие фрукты были наложены на картинки больших, после чего детей попросили назвать маленькие фрукты.
Команда обнаружила, что двуязычные дети показали лучшую память и большую гибкость в когнитивных задачах. Это объясняется тем, что частое переключение с одного языка на другой способствовало повышению их умственной активности в решении поставленных задач.
Как прокомментировал полученные результаты автор исследования, «к концу третьего года жизни средний двуязычный ребенок использует два слова для большинства понятий, двуязычные дети постепенно приобретают все больше опыта в переключении между языками».
Кроме того, команда исследователей обнаружила, что чем больше ребенок переходит с одного языка на другой, тем больше пользы для его умственного развития. Среди двуязычных детей было больше тех, кто различал «дублеты» — пары слов на каждом языке, обозначающие одно и то же явление (напр. собака/чиун), лучше справились с тестом.
Так что, похоже, владение несколькими языками приносит огромную пользу не только во взрослой жизни, но и с самого раннего возраста.