Если бы не сплетни, невозможно было бы создать хорошо функционирующее общество. Мы относимся к этому как к чему-то негативному и свысока смотрим на людей, которые рассказывают всем вокруг о жизни других, но на самом деле именно благодаря им мы можем быть альтруистами.
Люди способны на альтруизм в очень больших масштабах. Очень легко объяснить помощь семье или тем, с кем мы часто общаемся, ведь отдавая что-то от себя, не ожидая ничего взамен, мы увеличиваем шансы на то, что, когда нам самим что-то понадобится, мы сможем рассчитывать на помощь. Мы наблюдаем такое поведение у многих видов животных и хорошо знаем его по исследованиям на обезьянах.
Но люди в массовом порядке помогают совершенно незнакомым людям, которых они больше никогда в жизни не встретят. Мы никогда не сможем получить от них помощь, они совершенно незнакомые люди, которые появляются и исчезают. С эволюционной точки зрения помощь им кажется обузой, не приносящей никакой пользы. Мы никогда не получим обратно все, что отдадим им, а работа, которую мы сделали для инопланетян, возможно, помогла, например. его собственная семья.
Но как только мы начинаем сплетничать, все меняется. Когда мы помогаем незнакомцу и кто-то рассказывает об этом сообществу, создается система взаимопомощи, основанная на репутации. Прямая взаимность основана на принципе «если я помогу тебе добыть животное сегодня, ты поможешь мне добыть его завтра». Косвенная взаимность работает по-другому «Если я помогу вам добыть животное сегодня, все вокруг будут знать, что я человек, которому стоит помочь добыть животное завтра». С помощью сплетен можно создать сложную систему репутации, которая подсказывает, кому стоит помогать, кто является ценным членом сообщества, а кто не заслуживает доверия и помощи. С помощью заговора мы гарантируем, что никто не воспользуется нами или нашей окружающей средой.
На основе «Почему мы помогаем», Мартин А. Новак